Как начисляется плата за газ и воду, если собственник не передает показания ИПУ? Обязаны ли УК (ТСЖ, РСО) сделать перерасчет платы после передачи показаний или проверки счетчиков? Можно ли вместо проверки счетчиков прислать фото показаний? Сторнируют ли пени на сумму перерасчета? Что делать, если в перерасчете вообще отказывают? К кому предъявлять иск, если дело дошло до суда, – расчетному центру или УК (ТСЖ, РСО)? Какие исковые требования заявлять – о взыскании неосновательного обогащения, о возврате переплаты или об обязании сделать перерасчет?
Как начисляется плата при отсутствии показаний счетчика
Иногда собственники, не передавшие в срок показания счетчиков и получившие квитанции «с какими-то непонятными показаниями и начислениями», начинают подозревать мошенничество и махинации. Иначе зачем кто-то специально «придумывает» и «приписывает» им расход по счетчикам?
На самом деле все начисления автоматизированы, а их алгоритмы заложены в пп. «б» п. 59, п. 59(2) и п. 60 Правил № 354.
Если показания ИПУ не передаются 1–3 месяца
Тогда начисления в течение этих 1–3 месяцев производятся по среднемесячному объему потребления.
Рассчитывается он так:
– Если счетчик проработал не менее 6 месяцев – берется общий расход по счетчику за последние полгода и делится на 6.
– Если счетчик проработал 3–6 месяцев, то берется суммарный расход за все фактические месяцы его работы и делится на их количество.
Среднемесячный объем не рассчитывается, если счетчик проработал менее 3 месяцев. В этом случае применяются нормативы потребления.
При смене собственника квартиры и открытии нового лицевого счета период работы счетчика для расчета среднемесячного объема потребления коммунальных услуг обнуляется. Расход по счетчикам зависит от количества членов семьи, их образа жизни и привычек. Естественно, у нового собственника и его семьи будет свой режим потребления коммунальных услуг. Поэтому, если новый собственник, с момента покупки квартиры не начнет передавать показания счетчиков, то плата за коммунальные услуги будет сразу начисляться ему по нормативам потребления.
Пример. Расход горячей воды по ИПУ за октябрь 2024 г. – март 2025 г. составил 18,7 м3. В апреле 2025 г. собственник не передал показания ИПУ. Значит, за апрель 2025 г. ему будет выставлен объем потребления ГВС 3,12 м3 (18,7 м3 / 6 мес.).
Если показания ИПУ не передаются более 3 месяцев
Тогда с 4 месяца отсутствия показаний плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (без применения повышающего коэффициента 1,5) и количества проживающих в помещении лиц, а при отсутствии таковых – с учетом количества собственников помещения.
Если показания ИПУ не передаются в течение 6 месяцев подряд
В этом случае УК (ТСЖ, РСО) не позднее 15 дней со дня истечения 6 месяцев обязаны провести проверку и снять показания ИПУ. Потребитель уведомляется о проверке за 14 дней (заказным письмом, имейл, СМС, звонком с записью разговора, сообщением в ГИС ЖКХ или текстом в квитанции и пр.), и, если его не устраивает дата проверки – вправе переназначить ее на другой день (п. 84, 85 Правил № 354).
Здесь возможны две ситуации:
- В назначенный день потребитель не обеспечил допуск в квартиру.
Тогда составляется акт об отказе в допуске к прибору учета, и с 1‑го числа месяца, в котором он составлен, при расчете платы за ЖКУ к нормативам потребления применяется повышающий коэффициент 1,5. При недопуске к прибору учета 2 и более раз прием его показаний полностью блокируется до составления акта проверки (п. 60(1), п. 85(3) Правил № 354). - В назначенный день проведена проверка ИПУ.
Тогда составляется акт проверки прибора учета. Если ИПУ исправен, а пломбы на нем не нарушены, то потребителю делается перерасчет по фактическим показаниям. Он может быть как в большую, так и в меньшую сторону. Доначисления потребуют оплатить. Переплату не возвращают, а засчитывают в качестве аванса (п. 61, пп. «в» п. 82, п. 85 Правил № 354).
Вместо проверки ИПУ нельзя просто отправить фотографию счетчика, так как такой вариант законом не предусмотрен (определение Шестого КСОЮ № 88–9339/2024).
Почему не всегда делают перерасчет по фактическим показаниям счетчика
Хотя УК (ТСЖ, РСО) обязаны проводить проверки счетчиков в квартирах не реже 1 раза в год и не чаще 1 раза в 3 месяца (п. 82, 83 Правил № 354), по факту такие проверки не проводятся годами (проверки затратны). А потребителям, которые по каким-то причинам не передают показания, все эти годы плата за ЖКУ начисляется «по нормативам». Естественно, перерасчеты на десятки, а иногда и сотни тысяч рублей попросту невыгодны коммунальщикам.
При этом позиция УК (ТСЖ, РСО), которые отказывают в перерасчете, такая. Потребитель вправе передавать показания счетчиков, а исполнители обязаны их принимать (пп. «ж» п. 31, пп. «к(1) п. 33 Правил № 354). Если правом на передачу показаний потребитель не воспользовался, то плата за ЖКУ начисляется ему согласно п. 59, 60 Правил № 354. И якобы никаких перерасчетов за период отсутствия показаний ИПУ не предусмотрено. Это «неблагоприятные последствия» непредставления показаний. Удивительно, но суды низового уровня иногда поддерживают такой странный подход.
Почему обязаны сделать перерасчет по фактическим показаниям счетчика
Потребитель обязан оплачивать лишь тот объем ресурса, который был фактически им потреблен (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). Если потребитель не передает показания, то плата начисляется ему согласно п. 59, 60 Правил № 354. Это верно. Но это вовсе не означает, что ему не положен перерасчет по п. 61 Правил № 354.
Сказанное подтверждается судебной практикой (дело № А82–2875/2021, определения Третьего КСОЮ № 88–6123/2025, № 88–3176/2025 и № 88–10097/2024, Четвертого КСОЮ № 88–6114/2025 и № 88–4162/2025, Седьмого КСОЮ № 88–4521/2025, № 88–8393/2024 и № 88–19464/2022, Шестого КСОЮ № 88–24871/2024, Второго КСОЮ № 88–7691/2023, № 88–24393/2023, № 88–23048/2023, № 88–5085/2023 и № 88–29471/2022).
Чтобы УК (ТСЖ, РСО) сделали перерасчет по фактическим показаниям счетчика, можно подать заявление следующего образца:
Если в перерасчете откажут, то стоит обратиться в суд. Госпошлинами иски о защите прав потребителей не облагаются. Иск подается к исполнителю коммунальных услуг (УК, ТСЖ, РСО), а не к расчетному центру (последний всего лишь выполняет работу по начислению платы по заданию исполнителя коммунальных услуг).
Поскольку п. 61 предусмотрен исключительно перерасчет, то и в суде нужно требовать именно перерасчета, а не взыскания неосновательного обогащения и не взыскания суммы переплаты. Иначе в удовлетворении иска могут отказать (определение Первого КСОЮ от 24.08.2023 по делу № 88–19619/2023, Второго КСОЮ от 02.05.2023 по делу № 88–8741/2023, Третьего КСОЮ от 18.12.2023 по делу № 88–25203/2023).
При перерасчете по фактическим показаниям счетчиков должнику за ЖКУ сумма пени корректировке не подлежит.
Во-первых, перерасчет пени для данного случая законом не предусмотрен. Объемы потребления коммунальных услуг (с учетом непредставления потребителем показаний) определялись расчетным способом. Пени за неоплату правильных начислений выставлялись правомерно.
Во-вторых, выявленная разница в показаниях автоматически относится к тому месяцу, когда проведена проверка ИПУ, «если потребителем не доказано иное» (п. 61 Правил № 354). «Доказать иное» – значит подтвердить фактический расход по месяцам. Ведь чтобы пересчитать пени, нужно знать, какие суммы за коммунальные услуги излишне начислялись каждый месяц, а также знать периоды просрочки по каждой из этих сумм. Но сделать подобные вычисления можно только в том случае, если прибор учета оснащен электронным вычислительным блоком и сохраняет архивы показаний.
В то же время по заявлению потребителя суд может существенно уменьшить сумму пеней на основании ст. 333 ГК РФ.
Условия для перерасчета платы за услуги по показаниям счетчика
Таких условий всего три: исправность счетчика, сохранность пломб на нем, неистекший срок поверки.
За то время, что не подаются показания, счетчик может сломаться или у него выйдет срок поверки. С первой бедой ничего не сделаешь. Перерасчета в таком случае уже не добиться. Поэтому собственник, который долгое время не подает показания, должен иметь в виду, что прибор учета в любой момент может выйти из строя, и тогда возможность перерасчета навсегда закроется.
А вот истечение срока поверки счетчика само по себе возможность перерасчета не блокирует. Если в последующем ИПУ успешно пройдет поверку (без демонтажа и нарушения пломб, пусть и со значительным опозданием), это будет означать, что он исправно работал и до поверки. В таком случае исполнитель коммунальных услуг обязан выполнить перерасчет по фактическим показаниям счетчика (п. 25 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2020), утвержденного Президиумом ВС РФ 25.11.2020, п. 10 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом ВС РФ 22.12.2021).
Если же потребитель не организует поверку, а демонтирует счетчик и установит новый, то перерасчет платы ему уже точно не сделают.
Что делать, если пропущен срок поверки счетчиков воды (образец заявления)
Сообщение Показания счетчиков не передаются: как начисляется плата и делается ли потом перерасчет (образец заявления) появились сначала на ЖКХ Ньюс.