В Москве ГБУ «ЭВАЖД» решило взыскать с собственника квартиры и двух его дочерей, зарегистрированных в помещении, задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в солидарном порядке. Долг образовался за период с конца 2015 года по лето 2020 года и составил почти 300 тысяч рублей. Дочери достигли совершеннолетия в 2019 году.
Районный суд учёл срок исковой давности и удовлетворил иск частично, взыскав со всех ответчиков долг за три года.
Апелляционный суд изменил это решение. Он перераспределил взыскиваемое так, чтобы за содержание и капремонт был должен только собственник, а за коммунальные услуги – все ответчики вместе, ведь бремя содержания своего имущества несет именно собственник.
Кассационный суд с этим согласился, а вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ соглашаться с таким результатом не стала и направила дело на новое рассмотрение (определение Верховного Суда РФ № 5‑КГ24–74-К2).
Если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22). При этом возможность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги является именно правом несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, а не его законной обязанностью.
Таким образом, обязанность совершения от имени несовершеннолетних необходимых юридических действий, в том числе применительно к обязанности по оплате коммунальных услуг, лежит на их родителях (лицах, их заменяющих).
На несовершеннолетнего обязанность по оплате коммунальных услуг может быть возложена только в случае, если он самостоятельно вносит плату за коммунальные услуги или она возникла на основании совершенных несовершеннолетним в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ сделок.
И только в таком случае обязанность по погашению задолженности, возникшей до наступления совершеннолетия ребенка, может быть возложена на него после достижения им восемнадцатилетнего возраста.
Такие обстоятельства являются юридически значимыми и подлежащими установлению при рассмотрении споров о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с таких лиц.
То есть судам следовало выяснить, принимали ли дочери до достижения совершеннолетия добровольно на себя обязанность по оплате коммунальных услуг, а также была ли у них в спорный период возможность самостоятельно оплачивать коммуналку.