Как прокуратура Пермского края проиграла в споре про индикаторы риска

Постановлением Правительства Пермского края от 13 апреля 2022 года № 302‑п были утверждены Перечни индикаторов риска для жилищного надзора и лицензионного контроля. Они соответствовали типовым индикаторам, утвержденным Минстроем России.

Прокуратура края решила, что перечень индикаторов не соответствует закону о госконтроле: «утверждение несоответствующих закону индикаторов риска допускает возможность необоснованного проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, возлагая тем самым дополнительные финансовые, трудовые и временные затраты на контролируемых лиц, препятствует стимулированию добросовестного соблюдения обязательных требований, а также снижает эффективность осуществления регионального государственного контроля (надзора), лишает контрольно-надзорный орган действенных средств осуществления контрольно-надзорной деятельности».

Однако суды трех инстанций в иске отказали.

  • Индикатор риска — это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
  • Индикатор риска — это признак, который в большинстве случаев, определенных опытом работы в сфере, а также согласно данным анализа правоприменительной практики, сопутствует нарушениям, но сам по себе таковым не является.
  • Таким образом, в общем виде индикатор риска должен представлять собой факт возникновения какого-либо события или изменения текущего состояния объекта контроля, свидетельствующие с высокой вероятностью о наличии нарушений, представляющих реальную угрозу охраняемым законом ценностям.
  • Доводы прокуратуры о том, что индикаторы риска нарушения обязательных требований сами по себе являются основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, так как основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является жалоба гражданина в связи с защитой (восстановлением нарушенных прав), отклонены с учетом того, что в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований предусмотрен трехкратный и более рост количества обращений, что не является тождественным поступлению конкретной жалобы в целях защиты нарушенных прав.
    Отсутствие актуализации информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ также не свидетельствует с достоверностью о наличии нарушений обязательных требований, не является тождественным размещению (не размещению) такой информации в системе.

В кассации прокурор уже совсем отчаялся и стал приводить доводы о том, что типовые индикаторы Минстроя заменены в 2025 году, на что суд резонно отметил: новые индикаторы не говорят о том, что старые противоречили закону, да и приняты уже после вступления в силу обжалуемых судебных решений.

Также были отклонены доводы прокурора о том, что индикаторы — это обход моратория на проверки, и о том, что региональные индикаторы содержат правовую неопределенность в части указания периода, за который устанавливается трехкратный и более рост количества обращений в сравнении с предыдущим аналогичным периодом (определение Седьмого КСОЮ № 88а-12562/2025).

➜ Подписаться на Telegram-канал автора («ЖКХ»)

Сообщение Как прокуратура Пермского края проиграла в споре про индикаторы риска появились сначала на ЖКХ Ньюс.