Прокурор обратился в суд в интересах жителя Тюмени, который полгода проработал в УО слесарем-сантехником (и уже успел уволиться), но так и не дождался заключения трудового договора.
В исковом заявлении просил установить факт трудовых отношений между гражданином и УО, обязать работодателя заключить трудовой договор и внести соответствующую запись в трудовую книжку, уплатить страховые взносы и налоговые отчисления, связанные с трудовой деятельностью работника, а также выплатить ему компенсацию морального вреда — 50 000 рублей.
Позиция прокурора
Факт трудовых отношений подтверждают:
— акты регистрации параметров теплоносителя, которые со стороны УО подписывал именно истец;
— график дежурств за 2023 г., в котором он значится наряду с другими сотрудниками управляющей организации;
— справка о переводе денежных средств (за последний месяц работы истец получил 15 450 рублей переводом от физлица, еще 15 450 рублей — наличными);
— переписка в мессенджере о выполнении работ и возможности получения расчета;
— показания свидетеля, который указывает на истца именно как на работника УО, по заявке замерявшего температуру воды в его квартире.
Позиция управляющей организации
В штатном расписании ставки слесаря-сантехника нет, содержание инженерных систем МКД осуществляется силами подрядчиков. Каким образом в отсутствие доверенности от УО истец подписывал акты регистрации параметров теплоносителя, осталось невыясненным.
Переписка в мессенджере велась с неустановленными лицами, поэтому трудовые отношения с УО не подтверждает. График дежурств «представляет собой простой машинописный документ, автора которого, равно как и период и место изготовления, установить не представляется возможным».
Выводы судов
Суды трех инстанций возложили на УО заявленные в иске обязанности, уменьшив лишь размер компенсации морального вреда до 25 000 рублей (определение Седьмого КСОЮ по делу № 88–20400/2024).
Исходили из того, что «по смыслу ст. 15, 16, 56, ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса РФ в их системном единстве, если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным».
И посчитали, что прокурор убедительно доказал наличие трудовых правоотношений между УО и истцом, который выполнял трудовую функцию с ведома уполномоченного лица, в интересах, под контролем и управлением работодателя, подчинялся действующему в УО графику и получал зарплату.
Также суды отметили: отсутствие профессии в штатном расписании само по себе не исключает возможность признания отношений трудовыми; подрядчики, на которых ссылалась УО, подтвердили, что в трудовых отношениях с истцом не состоят.
Больше материалов о трудовых спорах в сфере ЖКХ
Сообщение Спор об установлении факта трудовых отношений между УО и слесарем-сантехником появились сначала на ЖКХ Ньюс.