Где размещать бюллетени в ГИС ЖКХ с 1 марта 2025 года

Среди читателей все чаще поднимается вопрос о размещении бюллетеней в ГИС ЖКХ, если собрание проводилось в традиционной форме (не онлайн), например, в очно-заочной форме. При этом вопрос зачастую привязывается к 1 марта 2025, так как в этот день вступили в силу некоторые изменения в Жилищный кодекс РФ. Однако ответ на вопрос простой: размещать бюллетени нужно там же, где и размещали их ранее. Если загружали их в составе протокола (как обязательного приложения к последнему), то продолжайте загружать таким же образом. Если нечем заняться, то можете развлекаться поштучной загрузкой каждого письменного решения собственника с внесением ответов по каждому вопросу и вводом личных данных типа СНИЛС (добыча этих сведений включена в состав развлечения). 

Что изменилось с 1 марта 2025 года

С марта введен запрет на голосование в “иных” системах (остаются разрешенными ГИС ЖКХ и региональные информационные системы), а также появились изменения в порядке уведомления о собраниях в любой форме (теперь надо использовать ГИС ЖКХ как один из способов уведомления).

Ничего про загрузку бюллетеней в ГИС ЖКХ или их оформление не менялось. 

Бюллетени – часть протокола

На момент написания материала требования к оформлению протоколов зафиксированы в приказе Минстроя №44/пр. Приказ устанавливает список обязательных приложений к протоколу, которые являются его неотъемлемой частью (п. 20 и 21 Требований). 

Другими словами, протокол – это документ, включающий основную часть (по каким вопросам что решили) и приложения (список присутствующих, реестр собственников, бюллетени и прочее, подтверждающее то, что написано в основной части документа). 

Таким образом, при загрузке скана полноценного протокола, а не его фрагмента, загрузятся и бюллетени, после чего здравый смысл дополнительной и индивидуальной загрузки сканов письменных решений в отдельной вкладке утрачивается. 

Вкладки – не забота инициатора-собственника

Жилищный кодекс РФ пишет о том, что протокол и решения загружаются в ГИС ЖКХ (ч. 1 ст. 46). Здесь стоит обратить внимание, что это обязанность инициатора собрания. 

Размещение информации в ГИС ЖКХ регулируется приказом Минстроя №79/пр, который содержит главу 11 (состав информации, размещаемой УО, ТСЖ и кооперативами) и не содержит никаких требований к собственникам-инициаторам собраний. 

Какой-либо административной ответственности за неразмещение протокола (недоразмещение, размещение недостоверной информации) в ГИС ЖКХ для инициаторов-собственников тоже нет.

Таким образом, собственника-инициатора вообще не должно беспокоить, как и где лучше разместить решения, его задача-максимум – просто разместить информацию, что проще всего сделать, загрузив протокол со всеми приложениями, в том числе бюллетенями, одним сканом.

Обязанность УО (ТСЖ) по размещению письменных решений

Как уже отмечалось выше, для УО и ТСЖ, ЖСК размещение информации в ГИС ЖКХ регламентировано приказом 79/пр. И пункт 18.4 главы 11 действительно предусматривает размещение информации “о решении участника общего собрания”, которая включает в себя все то, что указано в бюллетене (ФИО, площадь, результаты голосования), а также то, что собственник в бюллетене сейчас указывать не обязан – СНИЛС и паспортные данные. 

Другими словами, загружая бюллетени в любом виде, в том числе, прицепляя их к основной части протокола, УО и ТСЖ этим самым размещают необходимую информацию, которой они обладают. 

А если участники собрания добровольно укажут еще и СНИЛС в бюллетенях, то размещение таких бюллетеней в составе единого скана с основной частью протокола позволит УО и ТСЖ почувствовать гордость за то, что они тем самым разместили еще и СНИЛС (как того требуют сторонники версии об обязательном размещении всех бюллетеней поштучно) – при этом не занимаясь мартышкиным трудом. 

Проблема с отсутствием СНИЛС характерна не только для формы поштучной загрузки бюллетеней. Сюда же можно отнести внесение информации по членам ТСЖ, по которой есть примечательный случай из судебной практики.
Собственнику из Саратовской области не нравился реестр членов, загруженный на ГИС ЖКХ: председатель товарищества, не обладая СНИЛС членов, прицепил документ-реестр членов к информации о себе, размещенной в ГИС ЖКХ. Житель пожаловался в ГЖИ, чтобы та привлекала председателя к ответственности по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ. Однако ГЖИ отказала: при прохождении по вкладкам «Личный кабинет», «Контроль за размещением информации», «Реестр членов товарищества собственников жилья, кооператива», «Просмотр информации о члене товарищества собственников жилья, кооператива», «Информация о правах собственности» (в отношении одного члена товарищества) имеется прикрепленный файл с реестром членов ТСЖ на январь 2024 года. Когда собственник попытался оспорить отказ ГЖИ в суде, то проиграл две инстанции (решение Саратовского областного суда № 21 – 562/2024).

Нормативно-правовые акты не регулируют вкладки размещения

Индивидуальное размещение бюллетеней предусмотрено в руководствах пользователей ГИС ЖКХ. Например, в руководстве для УО:

обратите внимание, что по замыслу СНИЛС и реквизиты документа о личности предполагаются обязательными к заполнению

Однако руководства не являются нормативно-правовым актом, а в уже перечисленной нормативке требования к вкладкам размещений той или иной информации нет. 

Здесь стоит поблагодарить ГЖИ Московской области (ныне – Минчистоты) за ее вклад в развитие судебной практики по вопросу размещения информации “не в той вкладке”. Инспекция неоднократно отказывала во внесении изменений в реестр лицензий по причине размещения документов не там, где ей хотелось бы их видеть. При этом документы зачастую размещались вообще в другом месте (в “Реестре собственников, подписавших договор управления”). На что суд, раз за разом признавая такие отказы незаконными, отмечал: 

  • в ГИС ЖКХ действительно должен размещаться протокол общего собрания собственников о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако в законе не указано, где конкретно должны размещаться документы;
  • “ни Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ», ни [ранее действующим] Приказом № 74/114/пр, ни Приказом № 691/пр не предусмотрено, что протокол должен быть размещен именно во вкладке «Протокол собрания собственников», а не во вкладке «Реестр собственников, подписавших договор управления» или наоборот”.

Стоит отметить существование Приказа № 589/944/пр «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» (который утратит силу, как появится и вступит в силу заменяющий его приказ Минстроя).
Из п. 158 и 160 можно было бы вывести обязанность пользователя вносить информацию по форме, предусмотренной Оператором информационной системы (“Информация размещается в системе в структурированном виде в электронной форме”, “Оператор системы обязан разместить в системе формы, по которым информация размещается в системе в структурированном виде”).

Однако это не отменяет того, что, загрузив протокол полностью (вместе с его неотъемлемой частью в виде бюллетеней), УО тем самым уже разместила и письменные решения в совершенно логичном для них месте, особенно если протокол загружен в форме, предназначенной для загрузки протоколов, а не левой форме типа “Реестр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности”.

Более того, действующий перечень нормативно-правовых актов, которые подлежат проверке ГЖИ, установлен приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 912/пр, и упомянутый выше Приказ № 589/944/пр туда не входит. 

Защита персональных данных

По мнению некоторых “экспертов”, поштучное внесение бюллетеней позволит защитить персональные данные собственников от посторонних глаз. Однако размещаемый протокол и так недоступен посторонним, а доступен лишь собственникам помещений в многоквартирном доме.

Более того, помимо бюллетеней, протокол обязательно включает в себя другие приложения, например, список присутствующих и реестр собственников, которые также содержат данные собственников. И если размещать основную часть протокола с этими обязательными в силу Приказа 44/пр приложениями во вкладке для протокола, а бюллетени во вкладке для размещения письменных решений во имя защиты информации, то это “защитит” данные чуть меньше, чем никак. 

К слову, приказ Минстроя РФ №44/пр вообще регламентирует, что направление подлинников решений, протоколов в орган жилищного надзора должно осуществляться “также путем размещения в открытом доступе в ГИС ЖКХ” (п. 5 Приложения №2). 

Кроме того, любой собственник может получить данные других собственников, инициировав свое собрание и запросив реестр собственников в УО, или в рамках текущего собрания посмотреть данные соседей, расписываясь в списке присутствующих

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных«одним из условий обработки персональных данных ставит “достижение целей, предусмотренных законом, осуществление и выполнение возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей” (ст. 6), что и происходит в данном случае. Поэтому обработчик всегда может сослаться на то, что исполнял свою обязанность, предусмотренную законом.
Некоторые пользователи, травмированные негативным опытом взаимодействия с РКН, практикуют сокрытие части данных на скане, хотя такой способ уже не очень сочетается с требованиями приказа №79/пр. 

Право на ознакомление 

В материале “Ознакомление с протоколом в ГЖИ: опыт читателей и судебная практика” мы уже заключили, что собственники во многих регионах могут знакомиться с документами собрания в органе жилищного надзора, включая чужие бюллетени.

Если суды считают, что ГЖИ не должны знакомить собственников с документами, то в большинстве случаев это связано не с защитой персональных данных, а с банальным отсутствием такой обязанности в законе, либо возможностью собственника ознакомиться с документами другими способами, а именно – сюрприз! – в ГИС ЖКХ. 

Таким образом, размещение бюллетеней в месте, доступном для всех собственников и недоступном для посторонних, не только не нарушает законодательство о защите персональных данных, но и способствует реализации прав собственников на ознакомление с информацией (ст. 8 Федерального закона № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”).

Также уместно будет напомнить, что суды по делам об ознакомлении с бюллетенями часто ссылаются (в том числе по аналогии) на ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ об ознакомлении с документами в ТСЖ, где прямо прописана возможность собственников знакомиться с документами, подтверждающими итоги голосования, а именно бюллетенями членов и письменными решениями собственников. 

Ответственность 

“Эксперты” по штучному размещению бюллетеней в ГИС ЖКХ пугают УО и ТСЖ штрафами и другими карами, поэтому рассмотрим, как часто такое случается. 

С учетом того, что вопрос стоит о размещении информации в ГИС ЖКХ, то должна быть интересна практика по привлечению к ответственности по ч. 2 ст. 13.19.32 КоАП РФ:
“Неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или
нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо
размещение информации не в полном объеме,
либо размещение недостоверной информации …лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей.”

Редакция ЖКХ Ньюс проанализировала последнюю практику привлечения к этой ответственности (чуть больше 100 случаев) и поняла, почему компании-заполняльщики ГИС ЖКХ обещают уплатить все штрафы в случае привлечения УО, ТСЖ к такой ответственности: на 20 случаев привлечения к ответственности пришлось 80 случаев ее избежания – в основном из-за истечения сроков давности (об этом феномене мы в ближайшее время подготовим отдельную статью). Сейчас интерес представляет то, что большинство случаев привлечения или непривлечения связано с размещением в ГИС ЖКХ платежек или сведений о расчетах и ответов на обращения. 

Протоколы в этом массиве практики фигурируют лишь в 4 случаях:
– размещение протокола/приложений с нарушением срока (решение Ленинского районного суда города Новосибирска № 12–301/2024);
– размещение протоколов без приложений (решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга № 12–186/2025);
– размещение недостоверной информации (решение Центрального районного суда города Омска № 12–272/2024);
– неразмещение бюллетеней (решение Октябрьского районного суда города Новосибирска № 12–195/2023).

Последний случай подходит под рассматриваемую ситуацию. Директор УО получила предупреждение за неразмещение письменных решений в ГИС ЖКХ. Обжалуя предупреждение, она как раз приводила доводы сторонников версии о поштучном размещении бюллетеней и об отсутствии у нее такой возможности без СНИЛС. Если ориентироваться на доводы жалобы, то ГЖИ Новосибирской области заняла позицию о возможности их размещения в иных разделах системы ГИС ЖКХ, а о мировом судье апеллянт указал следующее:
“отклоняя обоснованность вывода о наличии специального раздела для размещения информации, указанной в пункте 19.4 [ранее действовавшего] Приказа № 74/114/пр, суд первой инстанции делает ошибочный [по мнению апеллянта] вывод о том, что положений, в каком именно разделе (подразделе) закрытой части системы ГИС ЖКХ необходимо размещать данные сведения и каким лицам данные сведения должны быть доступны для ознакомления, Приказом № 74/114/пр не предусмотрено.”

Районный суд отказал в удовлетворении жалобы:

  • в системе ГИС ЖКХ имеется возможность для управляющих организаций размещать решения (бюллетени) собственников помещений МКД без паспортных данных или СНИЛС; 
  • при размещении протокола и решений (бюллетеней) собственников помещений данные сведения размещаются в закрытой части системы и доступны только собственникам конкретного МКД в их личных кабинетах; 
  • обязанность размещения протокола и всех приложений к нему является обязательным требованием законодательства.

Также важно отметить, что при привлечении к ответственности в первый раз, как правило, назначается предупреждение, а никакой не штраф. 

Из всего этого следует, что угрозы штрафами в рассматриваемой ситуации – не более чем пустая манипуляция. 

Заключение

В заключение хочется отметить, что сторонники теории о поштучном размещении бюллетеней с внесением дополнительных данных, которые собственники вовсе не обязаны предоставлять управляющей организации, ТСЖ или ЖСК, зачастую сами никогда не размещали таким образом бюллетени в более-менее крупном МКД.

“Теоретики” не учитывают реальные масштабы работы: в домах с сотнями собственников такой подход превращает размещение бюллетеней в бесконечную и малоэффективную процедуру. Вместо того чтобы предлагать практические решения, они загружают других бессмысленным трудом, который не приносит никакой пользы ни собственникам, ни самим управляющим организациям.

Благодаря таким “экспертам” складывается практика по обращению в суд для фиктивного оспаривания решений собраний, чтобы суд запросил выписки со СНИЛС (для их получения), с последующим отказом от иска.
Поэтому вернемся к тому, с чего начинали: если такие приключения вам по душе, то никто не запретит вам получать от них удовольствие. Остальные могут размещать документы, как и размещали ранее – скучным единым сканом (разве что какая-то неожиданная местечковая практика это не поощряет).  

 Подписаться на Telegram-канал автора («ЖКХ»)

Сообщение Где размещать бюллетени в ГИС ЖКХ с 1 марта 2025 года появились сначала на ЖКХ Ньюс.